пятница, 16 апреля 2021 г.

В поиске работы и зарплат харьковские авиастроители перекрыли шоссе на Белгород

ПОСЛЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ АКЦИИ РАБОЧИХ ХАЗ В "УКРОБОРОНПРОМЕ" РАССМОТРЯТ ОЧЕРЕДНОЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН ПО СПАСЕНИЮ АВИАЗАВОДА

Скоро состоится заседание Совета директоров ГК "Укроборонпром", на котором планируют разработать стратегию погашения долгов предприятия.
Об этом сообщили в пресс-службе концерна, стратегию представит генеральный директор ХГАПП Сергей Задорожный. На совещании планируют решить, как погасить многомиллионные долги перед сотрудниками предприятия, которые накопились с 2014 года, а также найти возможность загрузить мощности завода и сохранить рабочие места.
Харьков перекрыт! Массовый митинг и обращение к президенту Зеленскому
15 апреля, сотрудники авиапредприятия провели пикет под стенами завода и перекрыли движение в двух местах – на перекрестке улиц Сумской и Деревянко, а так же Белгородском шоссе. Работники ХАЗа "доведены до критической точки хроническими задолженностями по зарплатам".
Около 300-т отчаявшихся заводчан с плакатами "ХАЗу - зарплату", "ХАЗу - работу", "Требуем выплатить задолженность по зарплате и списание долгов авиационного завода" требовали погасить зарплатные долги, которые уже достигли 253 миллионов гривен. Кроме того, рабочие требовали загрузить авиазавод государственными заказами.
Руководитель профкома завода Михаил Погорелов рассказал, что последний раз самолет на ХАЗе собирали около пяти лет назад, с тех пор предприятие делает только гарантийный ремонт уже выпущенной техники, а из оставшихся 1600 сотрудников на работу периодически выходят меньше трети – преимущественно пенсионеры, у которых бесплатный проезд.
Возмущенные протестующие заявляли, что профсоюз и руководство завода уже неоднократно обращалось, и к Президенту, и к Премьер-министру, и губернатору и в другие органы власти, но «воз в космическую эру и ныне там», а Украина окончательно теряет авиапром.
Поддержать протестующих приехал только руководитель депутатской фракции ОПЗЖ в Харьковском горсовете Андрей Лесик вместе с журналистами и своими соратниками.
Депутат призвал заводчан протестовать только в рамках действующего Законодательства и гарантировал всемерную поддержку партии ОПЗЖ на всех уровнях депутатского представительства.
«Власти в лице Зеленского должны понять, что завод нуждается в рынках сбыта. Потерян основной и традиционный рынок сбыта - Россия, взамен ничего не предложено. Может, хватит издеваться над страной и людьми? Обращайтесь с заявлениями на мое имя, и на ближайшей сессии 21 апреля вопрос невыплат заработной платы и дальнейшей судьбы завода будет поднят, а также будут официальные обращения от депутатского корпуса к Премьер-Министру, Кабинету Министров и другим органам власти. Нам нужна общая Победа!», - заявил людям депутат.

Несмотря на многочисленную акцию протеста с перекрытием улиц и резонанс в СМИ, представители «Укроборонпрома», находящиеся в этот день с рабочей поездкой в Харькове, к митингующим не приехали.
Председатель профкома Михаил Погорелов объявил, что это была только ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ, и если власть в ближайшее время не выполнит свои многочисленные обещания, то протест будет более решительным и многочисленным.
ХАЗ – наиболее проблемное предприятие “Укроборонпрома”.
Харьковское государственное авиационное производственное предприятие - ведущее предприятие авиационной промышленности Украины, специализирующееся на полном цикле работ по серийному производству, доработке и техническому обслуживанию в процессе эксплуатации производимых самолетов.
С 2014 года ХАЗ вообще не имел государственных заказов. Последний самолет предприятие выпустило в 2014 году. На авиазаводе почти 4 млрд грн. долгов, 2 млрд грн из которых - долги по облигациям, около 800 млн грн - долги перед коммерческими структурами, 253 млн грн - зарплатная задолженность.
Как выплатить постоянно растущий долг власти «решают» долгие годы.
Зеленский: государство купит у ХАЗа самолеты.
Еще на заре своего президентства Владимир Зеленский на рабочем совещании в Харькове 6 ноября 2019 года пообещал, что государство первым заказом закупит у ХАЗа 2 самолета для ВСУ. Именно это, считал тогда Президент, может стать хорошим толчком для работы предприятия на перспективу.
«Все мы понимаем, что и продавать вы сможете только тогда, когда они все увидят, что у нас тут летают наши самолеты. Никто не покупает почему !? Мы сами не летаем и говорим: классный самолет, берите», - заявил Зеленский.
«Укроборнпром» тогда доложил, что единственный выход для таких государственных предприятий, - списать долги. А социальную сферу заводов отдать городам. Представители «Укрооборонпрома» пообещали погасить зарплатные долги в течение 6 месяцев. Владимир Зеленский дал поручение срочно созвать заседание СНБО для решения всех этих вопросов.
В августе 2020 года на ХАЗе состоялось "спасательное" совещание под председательством Премьер-министра Дениса Шмыгаля.
Шмыгаль во время визита в Харьков рассказал, как собираются спасать Харьковский авиазавод. Цель — сделать так, чтобы завод мог получить деньги, которые потратит на строительство новых самолетов. Глава правительства заявил, что рабочая группа под руководством Уруского наработает план развития авиазавода. Был поднят и вопрос миллионных долгов по зарплатам. Однако, по словам Шмыгаля, погасить их из бюджета нельзя.
На 1 ноября 2020 года задолженность на ХАЗе по выплате зарплаты составила почти 236 млн грн.
В 2020 году "с целью снятия социального напряжения" сотрудникам ХАЗ выплатили часть долгов по зарплате в размере 11,5 млн. грн. из имеющегося долга 235 миллионов, зарплату не получили более 4000 сотрудников.
ЕЩЕ ОДИН КОЛОССАЛЬНЫЙ ТОЛЧОК – УЖЕ В 2021!
В январе генеральный директор «Укроборонпрома» Юрий Гусев заявил о то, что разработан (очередной)  законопроект по финансовому оздоровлению предприятия.
15 января вице-премьер-министр - министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский на совещании с участием представителей центральных органов исполнительной власти, руководства ГК "Укроборонпром" и отдельных предприятий из его состава заявил, что 8 самолетов Ан-74 производства Харьковского авиазавода должны быть включены в оборонный госзаказ в интересах ВСУ. 
«15 января было принято решение по поручению Президента в этом же месяце до 1 февраля провести заседание СНБО по авиации, где предусмотреть для ХАЗа обязательное размещение этого гособоронзаказа», - сказал президент Ассоциации «Укравиапром» Попов.
Он пояснил, что заказ касается строительства восьми самолетов Ан-74. Предприятие может достроить часть самолетов, которые стоят на заводе как незавершенные.
По словам Попова, указ о заказе машин должен подписать Президент.
«Это должно закончиться указом Президента и это, я уверен, даст колоссальный толчок нашему родному авиационному заводу», - отметил Попов.
Попов подчеркнул, что вывод предприятия из банкротства возможен при условии принятия закона о списании долгов и формировании гособоронзаказа.
В правительстве пообещали «закрыть» вопрос долгов «ХАЗ».
Об этом вице-премьер-министр Олег Уруский заявил 4 февраля, во время рабочего совещания в ХОГА. В частности, вице-премьер-министр сообщил, что уже подготовлен проект закона о списании задолженности ХАПП.
«Недавно у меня в Киеве было совещание, которое касалось проблем, связанных с Харьковским авиационным производственным предприятием. Все знают, что там кризисная ситуация на сегодня, но мы наметили ряд мер, которые, надеюсь, смогут существенно улучшить ситуацию на заводе. Подготовлен проект закона о списании задолженности ХАПП, и мы на совещании этот вопрос рассматривали», - отметил Олег Уруский.
Прошла зима и скоро лето, но о совещании СНБО по проблемам ХАЗа и других бывших флагманов отечественного авиастроения люди не слышали, на слуху другие решения СНБО – о закрытии оппозиционных телеканалов и преследовании оппозиционных политиков.
А между тем, люди в теме, считают, что одной из главных бед Харьковского авиазавода стал АМЕРИКАНСКИЙ КОНТРАКТ.
Проблемы начались после того, как ХАЗ не получил никаких средств от американской компании "Oriole Capital Group", с которой «Укроборонпром» заключил договор в 2017 году об инвестировании 150 миллионов долларов в авиастроительную отрасль Украины.
Кабальная договоренность с (фиктивной) американской компанией приостановила сотрудничество с другими партнерами и частично заблокировала работу завода на три года. ХАЗ не получил никаких финансовых инвестиций, в то время как был вынужден прекратить переговоры в отношении модернизации самолетов Ан-74.
«Я считаю, в этом случае «Укроборонпром», которому подчиняется авиазавод, неправильно выбрал стратегического партнера. Еще в 2012 году был подписан протокол и дорожная карта совместного производства на мощностях авиазавода и канадской фирмы ANP, на уровне президентов стран была достигнута договоренность. Но потом был подписан кабальный контракт с «Oriole Capital Group», который не позволял одной другой компании или инвестору заходить на ХАЗ три года. Поэтому три года завод находился вообще в вакууме», - заявляет Попов.
Будут ли приняты конкретные меры по погашению многолетних задолженностей по зарплатам и восстановлению работы бывшего авиа-флагмана, покажет ближайшее время, а переговоры, уговоры, совещания, обещания и реструктуризации могут продолжаться годами.
ЛЮДИ УЖЕ НЕ ВЕРЯТ!

ФОТО-РЕПОРТАЖ: